Перераспределение кадров на рынке труда в Эстонии
На рынке труда Эстонии наблюдается как дефицит, так и избыток рабочей силы. Барометр трудовой занятости показывает, что хронический дефицит специалистов сохраняется в сфере образования, здравоохранения и инженерии, в то время как те, кто выполняет более простую офисную работу, стоят в очереди на работу. На рынке труда уже недостаточно иметь диплом – всё большую важность приобретают навыки, гибкость и готовность постоянно учиться.
Eesti Töötukassa
- juuli 2025, 14:06
https://majandus.postimees.ee/8282504/eesti-tooturu-kaardid-jagatakse-umber
Барометр трудовой занятости не принёс серьёзных сюрпризов: дефицит рабочей силы сохраняется в привычных секторах, а именно в здравоохранении, образовании и инженерии. В то же время, профессий с избытком рабочей силы стало больше, чем раньше, особенно среди тех, кто выполняет более простую работу.
«В последние годы, например, среди секретарей, специалистов по вводу данных и простых бухгалтеров число соискателей превысило число вакансий», – говорит Ливия Лаас, заместитель руководителя отдела Eesti töötukassa по работе с работодателями. По её словам, в этих областях обучение длится меньше, и поэтому они пользуются популярностью, но количество таких профессий на рынке труда сокращается из-за влияния технологий и автоматизации.
Хронический дефицит кадров наблюдается в профессиях, требующих более длительного обучения.
«Например, учителей-дефектологов мало, потому что их обучение длительное, а работа сложная. То же самое касается и учителей общеобразовательных школ, особенно учителей по предметам углубленного изучения естественных наук – математике, физике, химии», – поясняет Лаас.
Переход на русский язык обучения также создал потребность в новых учителях, хотя в Харьюмаа это может быть не так заметно. Скорее, следует учитывать высокий средний возраст учителей в школах Харьюмаа, поскольку многие выходят на пенсию, но новых кадров не хватает.
Схожая ситуация и в социальной сфере: не хватает врачей-специалистов, психологов и логопедов. Однако существует также нехватка работников сферы ухода, хотя срок их обучения короче, чем у врачей. Тяжёлая физическая работа и низкая заработная плата отпугивают желающих. Лаас отмечает, что любой, кто смотрел на барометр спроса на рабочую силу четыре-пять лет назад, возможно, помнит, что нынешняя ситуация в медицинском и образовательном секторах схожа: если бы человек, тогда, сделал свой выбор и поменял профессию, то сейчас бы у него была стабильная работа.
Дефицит рабочей силы в промышленности и производстве ощущается уже много лет.
Инженеры, техники и механики по-прежнему востребованы, но и среди них наблюдается медленный приток новых специалистов.
«Производственным инженером и промышленным инженером за год не станешь. Кроме того, к сожалению, изучение естественных наук менее популярно, и именно отсюда возникает нехватка рабочей силы на рынке труда. Если посмотреть на результаты государственных экзаменов, то экзамен по математике всегда имел более низкий процент сдачи, чем экзамен по эстонскому языку. Существует опасение, что естественные науки намного сложнее, поэтому предпочтение отдаётся гуманитарным предметам», — говорит Лаас.
Если кто-то ещё из молодых людей раздумывает, куда поступать, то, по словам специалиста, инженерное дело — это область, где работа доступна ещё долгое время.
Большинству производственных предприятий нужны инженеры, и таких предприятий в Эстонии и Харьюмаа много.
Дефицит компенсируется наймом иностранной рабочей силы, но её объём ограничен.
Что касается производства и промышленности, существует также опасение, что работа недостаточно гибкая, поскольку существует множество рабочих мест – где надо трудиться круглосуточно, а значит, нужно быть готовым к работе по сменнам.
Есть профессии, которые исторически не считались престижными, например, сварщики и сантехники, но сегодня в этих областях можно получать очень хорошую зарплату, а технологии в промышленности и производстве высокоразвиты и современны.
Однако в целом, по словам Ливии Лаас, необходимо учитывать, что ожидания людей относительно рабочего места изменились.
«Работодатели склонны говорить только о зарплате и бонусах, но культура труда и признание становятся всё более важными. Люди хотят чувствовать, что их замечают и поддерживают. Спортивной поддержки и фруктовых дней уже недостаточно — важно, чтобы работа была осмысленной, а атмосфера — благоприятной!»
В конце прошлого года в строительном секторе наблюдалось некоторое охлаждение, что привело к снижению потребности в неквалифицированных рабочих. «Ситуация не такая суровая, как во время кризиса 2008 года, но неквалифицированные рабочие больше не нужны в таком большом количестве. Нужны квалифицированные и знающие люди», — уточняет Лаас.
Также наблюдается избыток рабочей силы среди ведущих специалистов по рекламе и маркетингу, дизайнеров и художников мультимедиа. Это показывает, что работодателям всё больше нужны люди, способные управлять технологиями, а не только обрабатывать информацию.
«Нужны люди, способные управлять искусственным интеллектом, а не только те, кто разрабатывает кампании. Но мы уже видим вакансии, которых не было десять лет назад, например, специалиста по искусственному интеллекту», — отмечает она. «Хотя развитие технологий снизило потребность в более простых офисных должностях, в то же время вырос спрос на операторов оборудования и производственных техников. Теперь на конвеере работают не десять человек, а один, который должен знать, как работает вся линия и что делать в случае остановки конвеера».
Обучение – неотъемлемая часть рынка труда.
Изменение рынка труда означает, что обучение больше не заканчивается получеием диплома. «Даже хирург не может сказать: «Я пять лет учился в университете, всё. Нужно продолжать учиться». Это относится ко всем. Если человек застревает в зоне комфорта и не развивается, он неизбежно отстаёт от времени и от спроса на рынке труда», – говорит Лаас.
Роль Кассы страхования по безработице в смягчении изменений на рынке труда многогранна.
С одной стороны, она поддерживает работодателей, желающих изменить производство или сферу услуг и нуждающихся в переподготовке рабочей силы.
«Если, например, компания модернизирует производственную линию и работникам необходимо освоить новое оборудование, мы можем помочь с обучением», – объясняет Лаас.
Люди, желающие сменить направление карьеры, могут получить консультации по вопросам карьеры и обучение.
Работодатели, чьи работники имеют ограничения по здоровью, получают от нас поддержку. Например, Касса страхования по безработице может помочь с адаптацией рабочего места, предоставляя лестничные подъемники или другие вспомогательные средства. Цель инвестиций — сохранить ведущих специалистов, как рабочую силу и не допустить их отстранения от работы из-за ограничений по состоянию здоровья.
Хотя сезонные вакансии в сфере туризма, сельского хозяйства, гостиничного бизнеса и общественного питания всё ещё существуют, трудовые отношения стали более стабилизированными. Многие работодатели отмечают, что у них уже есть своя команда — каждый год одни и те же люди, и больше не нужно заниматься активным поиском новых работников.
Подводя итог, можно сказать, что рынок труда движется в сторону большей гибкости и постоянно развивается. Профессии, которые когда-то были привлекательными и высокооплачиваемыми, могут исчезнуть или измениться, в то время как появляются новые.
В этих условиях те, кто готов учиться, адаптироваться и ценить перемены, останутся на рынке труда.
Менеджер по подбору персонала CVKeskus.ee Грете Адлер:
Весной, оценивая ситуацию на рынке труда с различными организациями, стало ясно, что рынок труда Эстонии находится в сложном состоянии.
Хотя статистика портала вакансий CVKeskus.ee по-прежнему показывает рост числа кандидатов во всех областях и на всех должностях, для работодателей процесс подбора персонала не стал проще. Экономическая нестабильность и стремительное развитие искусственного интеллекта заставляют работодателей постоянно пересматривать, как должна выполняться работа, кто должен её выполнять и что такое справедливое ценностное предложение.
Поэтому в последнее время всё чаще встречаются случаи, когда работодатели сообщают во время или по завершении процесса подбора персонала, что они ищут кандидата с неподходящим профилем.
На мой взгляд, успешные на рынке труда работодатели — это те, кто может быстро перестроить рабочие процессы и должности, разработать ценностное предложение работодателя, а также удержать и обучить уже имеющиеся кадры. Барометр трудовой занятости, предоставляемый Фондом страхования по безработице, безусловно, один из тех полезных инструментов, который стоит тщательно проанализировать перед началом процесса подбора персонала.
Что изучает Барометр трудовой занятости?
Краткосрочный прогноз спроса на рабочую силу, основанный на Барометре, даёт представление о том, для каких профессий труднее всего найти работников и какие профессии имеют избыток представителей на рынке труда.
Оценка проводится два раза в год, весной и осенью.
Оценка учитывает общие тенденции на рынке труда, то есть барометр не учитывает сезонность и основывается на точке зрения работодателя. Прогноз готовится на уровне уездов отделениями Кассы страхования по безработице, по возможности привлекая экспертов из других организаций.
См. также: Tööjõuvajaduse baromeeter https://www.tootukassa.ee/et/baromeeter/poster?period=395&area=all