Минимальная заработная плата — последний рубеж для работников, дальше – не выжить
Председатель Центрального Союза Профсоюзов Эстонии: минимальная заработная плата — последний рубеж для работников, дальше – не выжить
Недавно Эстонский союз малых предпринимателей (EVEA), объединяющий малые предприятия Эстонии, выступил с предложением об отмене государственной минимальной заработной платы в Эстонии или замене её на минимальную заработную плату по регионам страны.
Кайа Васк, председатель Центрального Союза Профсоюзов Эстонии, считает эту идею крайне опасной.
По её мнению, именно на малых и средних предприятиях работники не так хорошо защищены от произвола работодателей, как на крупных.
Можно подумать, что с выплатой вознаграждения за труд в Эстонии всё в порядке. К сожалению, это не так.
Toimetas: Taigar Väärtmaataigar.vaartmaa@arileht.ee
Многие работники теряют деньги, и это случается часто.
Инспекция Труда назвала рост трудовых споров одной из самых ярких тенденций 2024 года, причём особенно много нарушений зафиксировано на малых и средних предприятиях. Они либо задерживали выплату заработной платы, либо не выплачивали её вовсе.
Общая сумма претензий составила 18,2 миллиона евро.
Вы можете спросить, почему я говорю о малых предприятиях и опасениях работников по поводу получения зарплаты?
Но даже сейчас, когда минимальная заработная плата является обязательной, я видела трудовые договоры, по которым штатный работник месяцами не получает её. И это происходит здесь и сейчас – в Эстонии, в 2025 году.
Отмена минимальной заработной платы на государственном уровне ещё больше увеличит риск того, что на работников будут оказывать давление, заставляя их соглашаться на зарплату, которая не позволит им жить. Особенно в компаниях, где трудящиеся не создали профсоюз и не могут сообща защищать свои права. Кроме этого, верно и то (что признаёт и сам союз малых работодателей EVEA), что на микропредприятиях с численностью работников до десяти человек – им сложно создать профсоюз и добиться своего мнения от работодателя.
Повышение минимальной заработной платы выгодно как государству, так и работнику.
EVEA выступила со своим предложением в то время, когда ситуация и без того напряжённая. Эстонский институт экономических исследований недавно объявил, что никогда ещё удовлетворённость более обеспеченных и менее обеспеченных людей своим экономическим положением не различалась так сильно, как сейчас. Согласно исследованию, только те, кто зарабатывает более 2500 евро в месяц, чувствуют себя финансово защищёнными. Люди, живущие ниже этого уровня, говорят, что после обязательных расходов, таких как еда и оплата счетов, они не в состоянии ничего сэкономить или позволить себе что-либо.
Согласно исследованию, финансово обеспеченными чувствуют себя только те, кто зарабатывает более 2500 евро в месяц.
Напомню, что за последние десять лет минимальная заработная плата выросла вдвое, с 390 евро в 2015 году до 886 евро в месяц при полной занятости – это составляет лишь чуть более 35% от желаемого уровня заработной платы для работников.
Минимальная заработная плата снижает уровень бедности среди работающих
Число получателей минимальной заработной платы в Эстонии остается стабильным и составляет около 21 000 человек, и, в зависимости от года, до 37 000 эстонских работников получают на уровне минималки или аналогичные выплаты. Кроме того, с минимальной заработной платой связаны некоторые государственные пособия, такие как родительское пособие и страхование по безработице. Это означает, что минимальная заработная плата напрямую затрагивает десятки тысяч эстонцев, помимо тех, кто получает минимальную заработную плату.
Мы также знаем, что если заработная плата слишком низкая, у людей нет мотивации к труду. Бедность по заработной плате означает, что человек работает, но всё равно не может прокормить себя и свою семью. Работнику очень сложно выбраться из такой ситуации, – бедность семей усугубляется.
По данным Эстонского института экономических исследований, число людей, неспособных управлять своими повседневными расходами, за год увеличилось с 15 до 20 процентов. Им приходится использовать сбережения или брать кредиты, чтобы выжить. По прогнозу института, к концу года в такой ситуации может оказаться каждая четвёртая эстонская семья.
Треть малых предпринимателей живут в бедности.
Часто утверждается, что минимальная заработная плата обременяет малые и средние предприятия, и что её отмена поможет работодателям сократить расходы.
Однако в реальности всё иначе.
Исследования показывают, что почти 30 процентов малых предпринимателей живут в относительной бедности. Это означает, что уровень доходов работников также особенно низок в малых компаниях. Обязательная минимальная заработная плата повышает защищенность этих работников и создаёт определённую стабильность заработной платы на рабочем месте.
Кроме того, необходимо учитывать, что доля теневой экономики в Эстонии оценивается почти в 20 процентов. Значительную её часть составляет незарегистрированная работа. Это означает, что работник лишается отпуска, пособий по болезни и безработице, а также налоговых поступлений в бюджет.
Отмена минимальной заработной платы в стране увеличивает риск дальнейшего роста теневой экономики. Это наносит ущерб как правам работников, так и честной конкуренции в бизнесе. Недобросовестные работодатели получают преимущество перед честными, которые строго соблюдают правила.
Региональная минимальная заработная плата, предложенная EVEA, — это шутка?
Что касается рекомендации EVEA заменить государственную минималку региональными минимальными зарплатами, то это поставит под угрозу не только средства к существованию работников, но и региональное развитие страны.
Более низкая заработная плата за пределами центров притяжения стимулирует отток рабочей силы в Таллин и Тарту, что ещё больше усугубляет региональное неравенство. Это особенно проблематично в небольших уездах и отдалённых районах, где доступность рабочей силы и без того ограничена.
С точки зрения региональной политики, предложение EVEA — просто шутка.
Поэтому, как лидер профсоюза, я считаю предложение EVEA об отмене государственной минимальной заработной платы в Эстонии или её замена региональными выплатами – социально безответственным и провоцирующим разногласия.
Соглашение о минимальной заработной плате в настоящее время является самым влиятельным коллективным договором в Эстонии, распространяющимся на всех работников независимо от их принадлежности к профсоюзу.
Этот договор согласован Союзом работодателей и Центральным Союзом Профсоюзов как социальными партнёрами, что способствует предотвращению низкой заработной платы среди работающих и способствует привлечению новых работников и сохранению уже трудящихся.
По данным Министерства финансов, например, повышение минимальной заработной платы в этом году на 66 евро принесёт государству дополнительные налоговые поступления в размере почти 17 миллионов евро.
Кроме того, повышение минимальной заработной платы поможет сократить теневую экономику и недобросовестную конкуренцию между компаниями.
Таким образом, помимо затрат, это инвестиции в работников, жителей страны и устойчивое развитие государства.
Повышение минимальной заработной платы улучшает условия труда и жизни работников.
В Европейском союзе существуют значительные различия в охвате работников коллективными договорами и в уровне минимальной заработной платы в разных государствах-членах. Это отчасти обусловлено существенно разными моделями рынка труда и уровнями доходов в этих странах.
Почти три года назад была принята Директива об адекватной минимальной заработной плате, согласно которой Эстония должна создать основу для установления адекватности минимальной заработной платы, поддерживать коллективные переговоры по формированию заработной платы и содействовать доступу работников к гарантиям минимальной заработной платы. В законодательстве также подчеркивается необходимость усиления роли профсоюзов в отстаивании прав работников и в переговорах о минимальной заработной плате.
К сожалению, министр труда Эстонии не считает эти требования директивы обязательными и публично заявил, что не поддерживает заключение коллективных договоров.
По-видимому, именно поэтому министерство до сих пор не разработало план действий по содействию коллективным переговорам и не создало основу для создания условий, благоприятствующих переговорам. Вероятно, это также связано с предложениями EVEA по программе «jokk», которые резко противоречат Директиве об адекватной минимальной заработной плате.
Как лидер профсоюза, я подчеркиваю в связи с вышеизложенным, что соглашение на государственном уровне о минимальной заработной плате, заключенное между Центральным Союзом Профсоюзов и Центральным Союзом Работодателей, является самым сильным коллективным договором в Эстонии, который распространяется на каждого штатного работника в стране.
Ни один работодатель не имеет права платить работнику меньше согласованной суммы.