Постановление о подготовке и квалификационных требованиях к морякам даже слишком мягкое

Юри Лембер, председатель Эстонского независимого профсоюза моряков, считает, что постановление о подготовке и квалификационных требованиях к морякам даже слишком мягкое, и позволяет заменить дипломы морских училищ непроверенного происхождения эстонскими дипломами о прохождении образования.

«В постановление перепутаны свидетельства о профессиональной квалификации, которые необходимо продлевать, и дипломы об окончании училища.

Ведь немыслимо, чтобы кто-то поступил в Гарвард с дипломом Тартуского университета и рассчитывал обменять его на диплом Гарварда. Но нынешняя редакция постановления, кажется, позволяет именно это», – раскритиковал постановление Лембер.

 

Украинские моряки: эстонский Департамент транспорта издевается над нами!

Яано Мартин Отс

3 ноября 2022, 12:19

https://rus.postimees.ee/7640367/ukrainskie-moryaki-estonskiy-departament-transporta-izdevaetsya-nad-nami

Украинский моряк Владислав Авдеев хочет получить свидетельство о более высокой профессиональной квалификации, чтобы получать более высокую зарплату и больше, чем раньше, помогать своей семье и соотечественникам, воюющим против России. В Эстонии это не кажется возможным.

 

Украинский моряк утверждает, что на экзамене его намеренно завалили

Отношение в Департаменте транспорта к украинцам называют оскорбительным

Провалившийся на экзамене обвиняет чиновников в утере документов

 

26-летний Владислав Авдеев, окончивший Одесское мореходное училище, до августа этого года плавал вахтенным штурманом на нефтеналивном танкере греческой компании. Когда стал приближаться к окончанию пятилетний срок действия его свидетельства о профессиональной квалификации, выданного в Украине, ему сообщили, что вместе с ним истекает и трудовой договор, как это и принято в международных компаниях.

Ему было предложено разобраться с бумагами и пройти дополнительное обучение, сдать экзамены и вернуться в компанию старшим вахтенным штурманом. Если до сих пор он получал зарплату примерно в 4000 евро в месяц, то более свидетельство о более высокой профессиональной квалификации означало бы почти двукратное увеличение зарплаты. У Авдеева в Украине девять членов семьи, единственным доходом которых является его жалованье моряка. Кроме того, он регулярно отдает часть своей зарплаты на поддержку украинских сил обороны.

Прибавку жалованья, сопровождающую получение погонов старшего вахтенного штурмана, он планировал разделить между армией и семьей на родине. Узнав о возможности обновить свои документы моряка в Эстонии, Авдеев прибыл в Таллинн и подал прошение о предоставлении международной защиты как военному беженцу. Он получил его вместе с временным видом на жительство, что означало и получение права продлевать документы моряка в Департамент транспорта. Помимо обновления имеющегося свидетельства о профессиональной квалификации, Авдеев начал ходатайствовать о повышении квалификации, и прошел обучения на старшего вахтенного штурмана в морском училище Reval.

 

Красивое обещание оказалось ложью

Все казалось хорошо до экзамена в Эстонском транспортном департаменте, где его завалили. У Авдеева не было проблем с пунктами, касающимися мореплавания и безопасности на море, но препятствием стало знание эстонских морских законов. По его словам, он досконально ознакомился с английским текстом закона о безопасности мореплавания, который состоит из 102 разделов, но экзаменаторы не сочли его знания достаточными. Экзамены должны были быть написаны на английском языке, но экзаменаторы и чиновники общались с украинцем по-русски.

Авдеев записался на повторный экзамен, снова оплатил государственную пошлину в размере 35 евро и с удивлением обнаружил, что вопросы по Эстонскому закону о безопасности мореплавания стали более подробными и сложными. Очередной провал, сопровожденный русскоязычным пренебрежительным отношением. С ним общался член аттестационной комиссии Рауль Телль, руководитель отдела сертификации моряков Департамента транспорта.

«Зачем ты сюда пришел, иди воевать за отечество! Скажи всем, что эта лавочка закрывается, расскажи об этом своим друзьям. Ничего вы здесь не добьетесь!» раздраженный украинец вспоминал насмешки экзаменаторов.

Кандидат в старшие вахтенные штурманы четыре раза проваливался, каждый раз вопросы были сложнее, чем на предыдущем экзамене. Во время последнего экзамена 31 октября экзаменатор спросил Авдеева: «Зачем вы сюда ходите? Разве вы не понимаете, что зря тратите мое время?

Споры вызывал и стаж Авдеева, отработанный вахтенным штурманом. Свидетельство от греческой компании не было сочтено достаточным для подтверждения трудового стажа, морской стаж, накопленный с украинским дипломом, не признается, а правдивость документов, подтверждающих морские походы продолжительностью девять и одиннадцать месяцев подряд, подвергалась сомнению.

Кроме того, утеря документов затруднила украинцу сдачу экзаменов. По его словам, ему пришлось четыре раза сдавать полный комплект копий всех документов, поскольку документы, представленные в прошлый раз, были утеряны в Департамента транспорта.

В ответ на вопрос, на основании чего ему было отказано в выдаче аттестата старшего вахтенного штурмана, экзаменатор начал кричать на моряка. Сказали, что поскольку кто-то из украинцев ранее подал жалобу на Департамента транспорта, были приняты меры и с 1 ноября правила будут такими.

 

Авдеев считает такое поведение травлей и дискриминацией и принялся искать правовую защиту.

Насколько ему известно, только несколько украинских моряков смогли продлить профессиональные сертификаты в эстонском Департаменте транспорта, но очень многие остались разочарованы системой. Те, что помягче, планируют сначала вернуться на корабль со старой квалификацией и уровнем зарплаты, а оформить документы на свидетельство о более высокой профессиональной квалификации в другой стране. Разгневанные, однако, рассматривают юридические шаги против Эстонской Республики.

Закон есть, но он не исполняется

В июле Рийгикогу принял поправку к Закону о безопасности мореплавания, которая позволяет не только резидентам и гражданам Эстонии обращаться за свидетельствами о профессиональной квалификации, необходимыми работы на море, но и э-резидентам повышать свою квалификацию, если они прошли дополнительное обучение и сдали экзамены.

Внесение изменений в закон, позволяющих выдавать документы украинским морякам, инициировали члены Рийгикогу во главе с нынешним министром финансов Аннели Аккерманн (Партия Реформ); мотивом для его быстрого принятия была поддержка украинских моряков в получении свидетельств о профессиональной квалификации, сохранении ими рабочих мест и продвижении электронного резидентства Эстонии в сфере международного мореходства.

Однако поправка к закону не применяется. Во-первых, для приведения ее в исполнение необходимо было изменить положение, регламентирующее требования к подготовке и квалификации, а также порядок аттестации членов экипажа. Пока это не было выполнено, украинцев записывали на экзамены, но очереди растягивались на месяцы. Тогда Департамент транспорта отказал в регистрации на экзамен, объяснив это тем, что они не могут пойти на уступки украинцам, потому что закон есть, а постановления нет.

Наконец, постановление вступило в силу, но в нем есть пункты, которые, по мнению украинцев, либо невозможно выполнить, либо вредят их карьере до такой степени, что закон теряет смысл. Например, требование о том, что при получении эстонского свидетельства о профессиональной квалификации предыдущий морской стаж украинцев становится недействительным, а для получения более высокой квалификации необходимо еще раз отработать с той же квалификацией 12–36 месяцев плавания, может отсрочить продвижение по карьерной лестнице корабельного офицера на несколько лет. Проект положения и пояснительное письмо разработали Рауль Телль, руководитель отдела сертификации моряков Департамента транспорта, и Райнер Хермассоо, старший инспектор того же отдела.

Моряки обычно обновляют свои свидетельства о профессиональной квалификации и повышают квалификацию в своей стране, в некоторых случаях можно обновить документы и в других странах. В особенно тяжелом положении оказались украинские моряки, срок действия документов которых истек после начала войны. Украинские морские училища и морская администрация пострадали от войны, нарушена нормальная последовательность дополнительного обучения и выдачи документов. Кроме того, для многих моряков возвращение домой означало бы запрет на выезд из страны.

 

Транспортное управление было доброжелательным и вежливым

Эле Рейльян, исполняющая обязанности генерального директора Департамента транспорта

По данным Управления сертификации моряков, только один моряк из Украины четыре раза неудовлетворительно сдал квалификационный экзамен. Результаты квалификационного экзамена протоколируются, подписываются как членами аттестационной комиссии, так и самим экзаменуемым. Экзаменуемый также подписал тесты, на которые он ответил. Утверждение о том, что кто-то умышленно заваливал его на экзаменах, не соответствует действительности, наоборот – обсуждаемому моряку всячески шли на встречу, учитывая его положение, например, последний экзамен проходил вне расписания и очередности экзаменов.

От всех должностных лиц Транспортного департамента всегда ожидается уважительное и вежливое обращение с клиентами, и я думаю, что в этот раз так и было сделано. Корректное поведение по отношению к экзаменуемому подтверждают все члены аттестационной комиссии.

Данные всех документов, представленных моряками, заносятся в информационную систему моряков, это также сделано в случае с Владиславом Авдеевым начиная с 13.07.2022, когда он подал первые документы.

Так что документы есть и говорить об утере документов не уместно.

 

Украинцы надеялись на эстонскую систему

Уже весной Польша и Великобритания объявили, что предоставит украинским морякам возможность пройти повышение квалификации в их системе морского образования и получить новые документы от морских администраций этих стран.

Хотя украинские моряки настроены патриотично и поддерживают украинскую армию, многие из них считают, что могли бы делать это эффективнее, если будут получать достойную зарплату на кораблях иностранных компаний и поддерживать Родину деньгами, которые можно использовать для закупки медицинского оборудования, средств обороны и другие необходимые вещи.

«Я штурман гражданского судна, военной подготовки не имею. Украина приобретет от меня больше пользы, если я буду каждый месяц вносить определенную сумму в фонд поддержки армии вместо того, чтобы пойти на фронт с недостаточной подготовкой. Кроме того, пока я жив и служу на иностранном судне, я также могу прокормить семью в Украине», – сказал Авдеев.

 

Юри Лембер, председатель Эстонского независимого профсоюза моряков, считает, что постановление о подготовке и квалификационных требованиях к морякам даже слишком мягкое, и позволяет заменить дипломы морских училищ непроверенного происхождения эстонскими дипломами о прохождении образования.

«В постановление перепутаны свидетельства о профессиональной квалификации, которые необходимо продлевать, и дипломы об окончании училища.

Ведь немыслимо, чтобы кто-то поступил в Гарвард с дипломом Тартуского университета и рассчитывал обменять его на диплом Гарварда. Но нынешняя редакция постановления, кажется, позволяет именно это», – раскритиковал постановление Лембер.